Связаться с нами: welcome@mvdreform.ru
Закон в целом
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Полиция и ее назначение
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
Статья 4. Организация деятельности полиции
Глава 2 Принципы деятельности полиции
Глава 3 Обязанности и права полиции
Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава 6 Правовое положение (статус) сотрудника полиции
Глава 7 Прохождение службы в полиции
Глава 8 Социальная защита сотрудника полиции
Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции
Глава 11 Переходные и заключительные положения
 

Глава 1. Общие положения

Больше всего комментариев вызвали статья 1 «Полиция и ее назначение» и статья 2 «Основные направления деятельности полиции», к ним было оставлено соответственно 1901 комментарий и 1730 комментариев. Количество комментариев к статьям 3 и 4 было значительно меньше.

Диаграмма 1. 1. Общее количество комментариев по статьям

Статья 1. Полиция и ее назначение

Прочитать текст статьи      ↑ К началу главы ↑

Количественные показатели

За весь период обсуждения законопроекта с 7 августа по 15 сентября оставлено 1730 комментариев к статье.

Диаграмма. Динамика количества комментариев по дням

Диаграмма. Количество комментариев к отдельным пунктам

Больше всего – 46% комментариев относится к пункту 1 (о месте полиции в системе исполнительной власти). 25% комментариев относится к пункту 3 (об определении структуры полиции, 20% - к пункту 2 (о праве полиции применять меры принуждения).

Содержание комментариев

Резюме

Формулировку в первом пункте статьи «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции» невозможно понять. Подразумевается некоторый орган власти (видимо, это не МВД, раз называется по-другому, возникает вопрос – что же будет с МВД?), который то ли входит в единую централизованную систему, то ли эта система входит в орган, а сама полиция является частью некоей централизованной системы, которая находится в непонятных отношениях с тем, что будет вместо МВД.

Единственное, что понятно комментаторам – управление полицией будет жестко централизованным. Отношение к этому у разных авторов комментариев разное. Одни считают, что полиция должна быть федерального подчинения, и нужно оставить муниципальную милицию (такое предположение логично, так как нигде не сказано, создается ли полиция как параллельная или дополнительная милиции структура, или просто происходит переименование), другие считают, что полиция должна управляться на региональном уровне, централизация уже нанесла вред милиции, и при ее усилении негативно скажется и на работе полиции. Часто высказываются предложения разделить нынешнюю милицию на криминальную полицию федерального подчинения и полицию общественной безопасности местного подчинения.

Значительная часть комментариев к первой статье закона представляет собой осуждение или одобрение переименования милиции в полицию. Те, кто считает переименование правильным, говорят о том, что ребрендинг поможет освободиться от негативного восприятия как со стороны самих сотрудников полиции, так и со стороны граждан. Те, кто против переименования, напоминают о значении слова «полицай», сохранившемся со времен Великой Отечественной войны, считают переименование «на западный лад» слепым бессмысленным копированием внешних атрибутов чужих стран, и неоправданно дорогой мерой.

Практически все содержание статьи вызвало возражения комментаторов.

Большинство авторов комментариев категорически против того, чтобы структура, которая заменит МВД, занималась выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием. Органы исполнительной власти должны исполнять законы и реализовывать политику, но никак не вырабатывать ее и не писать подзаконные акты для самих себя, сводящие на нет федеральные законы, регулирующие их деятельность. Придание МВД таких широких властных полномочий нецелесообразно и опасно.

Единственным назначением полиции должна быть защита конституционных прав людей (противодействие преступности, обеспечение законных интересов организаций и т. д. покрывается этим). Применение мер принуждения, оружия, силы и спецсредств не является назначением полиции (является средством осуществления деятельности), пункт 2 нужно исключить из этой статьи.

Состав и структура полиции должны быть закреплены в этом законе, а Президент выразит свое согласие, подписав закон. Нельзя, чтобы Президент единолично определял структуру и состав полиции: на практике разработкой структуры и состава полиции лично Президент заниматься не может ввиду большого количества других дел и задач, и один из важнейших вопросов работы полиции будет решаться неизвестными лицами из МВД, которые не несут персональной ответственности за это. В таких условиях высока вероятность установления структуры и состава полиции не в целях защиты прав и свобод граждан, а в личных интересах работников министерства.

Таблица предложений

Суть предложения

К какому пункту относится

Полиция и/или МВД не могут участвовать в выработке политики, так как это силовые структуры

1

Нужно дать определение полиции и написать, что полицейский является госслужащим (или не является)

1

Нужно создать региональные полиции/милиции в дополнение к федеральной (вариант – как единственные)

1

Нужно написать, кому подчиняется полиция (что за «орган») и каково ее место в системе охраны правопорядка

1

Если полиция часть «единой централизованной системы федерального органа», то должен быть и закон об этом вновь создаваемом органе, и в законе о полиции должно быть приведено его название

1

Полиция должна защищать конституционные права людей, и это должно быть единственным ее назначением (и противодействие преступности, обеспечение законных интересов организаций и т. д. покрывается этим)

1

В список того, для чего полиция предназначена, нужно включить предотвращение и профилактику преступлений и правонарушений

1

Полиция должна защищать права не только людей, но и организаций (в том числе, коммерческих)

1

Полиция должна защищать частную собственность, а не только общественную

1

Частную собственность должны защищать частные структуры

1

Применение оружия, силы и спецсредств не является назначением полиции, пункт нужно исключить из этой статьи

2

Пределы применения оружия, силы и спецсредств должны определяться только законом о полиции, а не «федеральным законом»

2

Структура полиции определяется настоящим законом и должна быть в нем описана (отдельной статьей/главой)

3

Состав и структура полиции определяются соответствующим министром

3

Состав и структура полиции определяются другими органами (варианты: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, специальный совет при Президенте РФ)

3

Нельзя, чтобы Президент единолично определял структуру и состав полиции

3

Структура и состав полиции должны определяться в каждом регионе органами местной власти

3

Руководители полиции регионального уровня должны утверждаться главами регионов (вариант – избираться жителями)

3

Полиция должна состоять из подразделения по охране порядка и криминальной полиции

3

Министр внутренних дел должен быть гражданским лицом (и не выходцем из МВД и полиции)

3

Полицию нужно вывести из правительства и подчинить напрямую Президенту РФ

1

Полиция должна быть институтом системы правосудия

1

Служба собственной безопасности и некоторые другие должны быть выведены из подчинения полиции и МВД

1, 3, к статье в целом

Полиция и МВД не могут создавать для себя закрытые инструкции и прочие документы

1

Полиция (вариант – ПОБ) может быть «нижней ступенью» в вертикали силовых структур, поступить на службу в спецназ (вариант – криминальную полицию) можно только после нескольких лет работы в ней

1

Нужно добавить указание на то, что полиция существует на деньги налогоплательщиков и должна защищать их интересы

1

Полиция не защищает здоровье, так как не медицинская организация

1

Полиция должна защищать интересы государства и общества, а не только людей

1

Неясно, будут ли включены существующие «полиции» (например, наркополиция) в состав «полиции», которая получится путем переименования из милиции

1

Сила, спецсредства и оружие – это средства принуждения, но не меры

2

Состав и структура полиции определяются Президентом РФ, это правильно

3

Полиция должна состоять из федеральных и муниципальных подразделений

3

В законе о полиции должна быть статья о требованиях к структуре и составу полиции, и руководители внутри полиции должны формировать ее структуру и состав в соответствии с законом о полиции

3

Полиция должна отчитываться о своей работе ежегодно (вариант – ежемесячно) перед Президентом и Госудмой, и текст доклада должен быть опубликован

К статье в целом

Суть деятельности полиции – оказание услуг населению

К статье в целом

Повторяющиеся (популярные) выделены жирным

Раскрытие в комментариях приведенных в таблице предложений

 
Статья в целом Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3

 

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Прочитать текст статьи      ↑ К началу главы ↑

Количественные показатели

За весь период обсуждения законопроекта с 7 августа по 15 сентября оставлен 1901 комментарий к статье.

Диаграмма. Динамика количества комментариев по дням

Диаграмма. Количество комментариев к отдельным пунктам

Основная масса – 78% комментариев относится к пункту 1 статьи (о направлениях деятельности полиции). Большинство комментариев к пункту 1 относятся либо к подпункту 9 (об охране имущества и объектов по договорам) (22% от общего числа комментариев к статье), либо не могут быть отнесены к одному подпункту (22% комментариев к статье). Среди последних много комментариев о недопустимости включения в направления деятельности полиции и охраны имущества по договорам (пп. 9) , и контроля за частной охранной деятельностью (пп. 8).

Также значительное количество комментариев отнесено к подпунктам 6 (обеспечение безопасности дорожного движения) и 11 (о помощи гражданам, органам власти и т. д.). К этим подпунктам относится соответственно 8% и 7% всех комментариев к статье.

Содержание комментариев

Резюме

К статье 2 было оставлено больше всего комментариев. Первая претензия к тексту статьи – список направлений деятельности должен быть закрытым, нужно перечислить их все, а не только «основные» (и исключить п. 2). Возможность бесконтрольно менять и расширять список направлений деятельности полиции означает возможность использования ее в любых целях, в том числе, карательных, коммерческих и противоправных. В том, что законы в нашей стране могут быть неправовыми и направленными против интересов граждан, авторы комментариев не сомневаются.

В основном авторы их обсуждали сам список направлений деятельности полиции. Особое внимание привлек подпункт 9 – «охрана имущества и объектов по договорам». Многие считают, что полиция не должна оказывать коммерческие услуги, для этого есть ФГУП «Охрана», и подразделение ОВО нужно вывести из состава полиции. Аргументы против этой точки зрения: ОВО является лучшим подразделением нынешней милиции, его сотрудники используются и для выполнения других функций (в том числе, работают вместо сотрудников ППС, охраняя общественный порядок), и если ОВО убрать, работать будет некому; средства, заработанные ОВО, пополняют бюджет и «кормят» другие подразделения, материальное обеспечение которых и так плохое, и нельзя его ухудшать; работа сотрудников ОВО ничем не отличается от работы не на договорной основе. Однако придание полиции одновременно функции оказывать охранные услуги на договорной основе и контролировать ЧОПы (то есть своих конкурентов на этом рынке) единодушно признается неправильным и нарушающим конкуренцию.

Из направлений деятельности и задач полиции нужно исключить «выявление преступлений» по двум причинам. Во-первых, это часть «палочной» системы отчетности, которая не дает реальной информации о качестве работы полиции и провоцирует ее сотрудников на многочисленные злоупотребления (как это происходит сейчас в милиции). Во-вторых, любые «заказные» проверки в организациях можно обосновать тем, что они проводились для «выявления преступлений». Также часто высказывались требования вывести следствие и дознание из полиции полностью или (альтернативное предложение) вернуть полиции предварительное следствие. Многие комментаторы считают необходимым вывести из списка задач полиции все, что относится к ГИБДД. Государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов – задача службы судебных приставов и должна быть исключена из деятельности полиции.

Пункты 10 и 11 предоставляют несправедливые привилегии должностным лицам, органам власти и т. д., выделяя их в отдельные категории при защите и оказании помощи. В то время как должностные лица являются одновременно физическими лицами, и интересы организаций, органов управления и т.д. также представляют физические лица, и было бы достаточно обязать полицию защищать граждан и оказывать им помощь в защите их прав и законных интересов. Нужно также указать, какую именно помощь полиция должна оказывать, из текста пп. 1.11 это невозможно понять.

Также авторы комментариев требуют исключить из направлений деятельности полиции все контрольные функции (в том числе, за оборотом оружия и т.д.), так как для этого существуют другие институты, а задачей полиции должна быть защита прав, свобод и законных интересов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, и это же должно быть основным направлением ее деятельности (отсутствует в статье 2).

Таблица предложений

Суть предложения

К какому пункту относится

Пункт 1 должен включать все направления деятельности полиции, а не «основные»

1, 2

Нельзя, чтобы одна и та же структура занималась и контролем за платной охранной деятельностью, и осуществлением ее, нужно исключить либо одно, либо другое

1

Добавить первым в списке направлений деятельности полиции защиту прав, свобод и законных интересов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

1

У полиции в принципе не должно быть контрольных функций (в том числе, за оборотом оружия и видами коммерческой деятельности)

1.8, 1.7

Нужно исключить «выявление преступлений» и соответственно, отменить Приказ МВД РФ № 650 по АППГ

1.2

Подпункт 2, а именно формулировка «выявление, пресечение и раскрытие преступлений» позволяет полиции проводить необоснованные проверки в организациях по заказу или с целью вымогательства и совершать другие нарушения

1.2

Полиция не должна заниматься административными правонарушениями (это дело муниципальной милиции)

1.1, 1.4

Нужно отнять у полиции все функции следствия и дознания (и передать в СКП или другую структуру)

1.2, 1.4

Нужно вернуть полиции предварительное следствие

1.2, 1.4

Нужно указать категории лиц, которых должна разыскивать полиция, исключив тех, кого разыскивают с целью исполнения судебных решений по административным делам

1.3

ГИБДД нужно вывести из состава полиции в отдельную службу (дорожную полицию)

1.6

Полиция не должна заниматься контролем за оборотом оружия

1.7

Добавить направление «пресечение незаконного оборота наркотиков и наркотических веществ»

1.7

Контролировать частную охранную и детективную деятельность должны другие структуры (прокуратура, Минюст, частные организации)

1.8

Полиция не может охранять имущество и объекты по договорам, этим должны заниматься только ЧОПы, а ОВО нужно вывести из состава полиции

1.9

За полицией нужно сохранить охрану имущества и объектов по договорам, и оставить ОВО в структуре полиции

1.9

Полиция должна охранять следующие объекты: госсобственность и опасные по договорам

1.9

Полиция должна защищать не только судей и должностных лиц, но и всех участников уголовного судопроизводства (свидетелей и потерпевших – тоже)

1.10

Государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов – задача службы судебных приставов и должна быть исключена из деятельности полиции

1.10

Пункты 10 и 11 предоставляют несправедливые привилегии должностным лицам, органам власти и т. д.

1.10, 1.11

Оказание помощи в защите законных интересов нужно исключить из направлений деятельности

1.11

Нужно написать, какую конкретно помощь полиция должна оказывать в защите прав и законных интересов

1.11

Добавить в число направлений деятельности контроль за нарушениями в сфере экологии

1

Нужно добавить охрану, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в период проведения предварительного следствия

1.10

В статье 2 должны быть перечислены все направления деятельности полиции, п. 2 нужно исключить

2

Включение в направления деятельности полиции охраны объектов по договорам позволяет руководителям УВД, ОВД и ФГУП «Охрана» получать доход, принуждая к заключению договоров на охрану

1.9

Нужно добавить в список направления деятельности полиции поиск и обезвреживание взрывных устройств

1

Нужно добавить еще оно направление: прием, регистрация, учет сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях

1

Добавить задачи, связанные с ювенальной юстицией

1

Полиция не должна заниматься дознанием по уголовным делам

1.2

Административные нарушения экономического плана должен расследовать отдельный орган в местных органах самоуправления либо в налоговых службах

1.4

Полиции нужно оставить задачу контроля соблюдения ПДД, а остальные функции по обеспечению безопасности движения передать в гражданскую структуру

1.6

Полиция не должна заниматься профилактикой (предупреждением) преступлений и правонарушений

1.1

Полиция должна разыскивать похищенное имущество

1.3

Полиция не должна заниматься профилактическим контролем документов на территории страны

1

Добавить пресечение коррупции, а также преступлений внутри системы органов государственного управления и полиции

1

Добавить функцию борьбы с организованной преступностью

1

Нужно добавить выявление и раскрытие административных правонарушений

1.4

В список направлений деятельности нужно включить связанные с миграцией

1

Не определено, кто должен заниматься розыском и приводом лиц, уклоняющихся от службы в армии

1

Необходимо исключить розыск похищенного имущества

1.3

В п. 2 должен быть список запрещенной для полиции деятельности

2

Повторяющиеся (популярные) выделены жирным

Раскрытие в комментариях приведенных в таблице предложений

 
Статья в целом Пункт 1 Пункт 2

 

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

Прочитать текст статьи      ↑ К началу главы ↑

Количественные показатели

За весь период обсуждения законопроекта с 7 августа по 15 сентября оставлено 298 комментариев к статье.

Диаграмма. Динамика количества комментариев по дням

Статья не разделена на пункты.

Содержание комментариев

Резюме

По мнению многих комментаторов, правовую основу деятельности полиции должен составлять Закон о полиции, как это было обещано Президентом. Соответствие его Конституции РФ, ратифицированным РФ документам международного права и т.д. должны обеспечить его разработчики. Другие авторы комментариев считают, что нужно включить в список правовых основ работы полиции кроме этого закона еще Конституцию РФ, УПК, УК и КоАП.

Категорическое требование – исключить подзаконные акты («нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел»). Эти документы определяют порядок и принципы деятельности полиции в большей степени, чем федеральные законы. При этом они не публикуются (и тем более не обсуждаются не только народом, но и депутатами), и люди не знают, чем и как регулируется на самом деле деятельность полиции.

Таблица предложений

Суть предложения

Правовую основу деятельности полиции должны составлять только Конституция РФ и Закон о полиции

Правовой основой деятельности полиции должен быть только этот закон, соответствие его принципам, нормам и т.д. должны обеспечить разработчики

Нормы и принципы международного права нужно исключить из правовой основы деятельности полиции

Подзаконные акты нужно исключить из правовых основ деятельности полиции

Правовой основой деятельности полиции не могут быть «общепризнанные принципы»

Нужно установить порядок приоритетности перечисленных правовых оснований

В правовую основу деятельности полиции нужно включить и региональные законы (как в Законе о милиции)

Нормы международного права нужно оставить только ратифицированные Россией

Правовую основу деятельности должны составлять КОАП, УПК, и Уголовный кодекс

Закон о полиции нужно привести в соответствие с Конституцией РФ[1]

Кроме Закона о полиции нужен закон о правоохранительной деятельности в целом

Все документы, регулирующие деятельность полиции, должны публиковаться

Правовые основы деятельности полиции должны быть перечислены конкретно в этой статье

Повторяющиеся (популярные) выделены жирным

Раскрытие в комментариях приведенных в таблице предложений

 
Статья в целом

 

Статья 4. Организация деятельности полиции

Прочитать текст статьи      ↑ К началу главы ↑

Количественные показатели

За весь период обсуждения законопроекта с 7 августа по 15 сентября оставлено 591 комментарий к статье.

Диаграмма. Динамика количества комментариев по дням

Диаграмма. Количество комментариев к отдельным пунктам

Больше всего комментариев (25% от общего количества) относится к пункту 4 (о порядке создания и определения состава территориальных ОВД). К пунктам 1 – 3 относится примерно равное количество комментариев (по 16% к пунктам 2 и 3 и 18% - к пункту 1).

Содержание комментариев

Резюме

В комментариях к статье 4 вновь повторяется требование описать в этом законе структуру полиции (см. также комментарии к статье 1), а также иерархию руководства. Аргументируется оно тем, что без знания структуры организации невозможно ни определить, ни понять, как будет организована ее работа. Собственно, «организация работы» - это и есть описание структуры и задач каждого подразделения, а также порядка их взаимодействия и иерархии подчинения. Ничего этого в статье 4 нет. Авторы комментариев считают поэтому статью бессодержательной.

Таблица предложений

Суть предложения

К какому пункту относится

В этой статье должна быть описана структура полиции

1,2,3,4, к статье в целом

Нужно уточнить, что руководители несут уголовную (варианты – еще и административную, и дисциплинарную) ответственность за действия подчиненных

1

Нужно ввести для руководителей полиции федерального и регионального уровня образовательный, профессиональный (стаж) и возрастной ценз

1

Местные руководители полиции должны избираться (и отстраняться аналогичным способом)

1, 4, к статье в целом

Нужно ввести иерархию руководства полицией (ее нет в п. 1)

1

Нужно оставить только федеральное руководство

1

Нужно оставить только региональное руководство

1

Полномочия федерального руководителя и региональных руководителей должны определяться только законом о полиции (вариант – и Конституцией РФ)

2, 3

Нужно исключить подзаконные акты, определяющие полномочия руководителей полиции

2, 3

Нужно разделить полицию на муниципальную и федеральную (криминальную) с разными функциями, и эти две полиции не должны подчиняться друг другу

4, 5

Определять состав территориальных органов должен их руководитель, а не Президент РФ

4

Состав территориальных органов полиции должен быть зафиксирован в законе

4

В этой статье нужно описать структуру полиции

5

Пункт 5 нужно исключить. Он относится к деятельности ФОИВ, а не к Полиции

5

Нужно менять систему показателей оценки деятельности полиции

1, к статье в целом

Каждый сотрудник полиции должен отвечать за свои действия и надлежащее выполнение обязанностей, а не только руководство за нижестоящих

1

Министр МВД (глава всей полиции) должен быть гражданским лицом

1

Полномочия федерального руководителя и региональных руководителей должны быть описаны в подзаконных актах, которые должны публиковаться

2, 3

Нужно законодательно ограничить численность руководящих работников (в райотделах и т.д.)

4

Повторяющиеся (популярные) выделены жирным

Раскрытие в комментариях приведенных в таблице предложений

 
Статья в целом Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Пункт 4 Пункт 5


[1] Конкретные противоречия положений Закона о полиции и Конституции РФ см. в комментариях к другим статьям.

 
Приветствуется распространение, копирование и использование любой части этого сайта. Лучше со ссылкой :-)